М.А. Мамошин на Культурном форуме

Ноябрь 16, 2019 г.

15 ноября в Доме архитектора (Б. Морская, 52) в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума была проведена серия панельных дискуссий Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ), посвященных теме «Национальное пространство и культурный ландшафт».
Михаил Александрович в качестве руководителя Петербургского Академического центра МААМ выступил одним из организаторов и принял участие в двух дискуссиях.

1. «Национальное пространство – проекция культуры»

Текст выступления:

Прошло почти тридцать лет перестроечного процесса. Мы думали, что за пределами нашей страны есть какая-то мудрость. Прошли эти годы и мы убедились, что наш ресурс в нас самих, в нашей истории, и все вещи, которые к нам приходят извне, нам интересны в контексте не более как технологий.

Идет процесс разрушения малых городов, процесс разрушения деревни состоялся в советское время, в наше время перестроечное примечательно тем, что на очереди малые города.

Малые города, с полной уверенностью могу сказать, – основа и фундамент нашего государства, где вырастают пассионарные личности, меняющие нашу страну. Так всегда было.

Из общего потока минорных вещей всего два дела есть позитивных на сегодняшний день. Я восторгаюсь и слежу за проектом Норникеля «Освоение Севера: тысяча лет успеха». Прошло уже десять выставок, одна из выставок проходила в Санкт-Петербурге. Прослеживается весь путь, по которому проходила колонизация и освоение Русского Севера до настоящего времени.

Второе позитивное дело, которое происходит, это «Общее дело», начатое  протоиреем Алексеем Яковлевым в деревне Загоры около города Онега. За десять лет они законсервировали памятники – основной актив Русского Севера вдоль реки Онега.

И, слава богу, это приходит в Ленинградскую область.

Русский Север служил образцом для всей России, потому что Новгород не подвергся татаро-монгольской деформации.

У нас есть рядом пример наших финских товарищей. Основная ячейка расселения Финляндии – хутор. Хутор в Финляндии остался. Основная идея финской архитектуры – диалог с природным контекстом. Настолько все это происходит последовательно и «по-настоящему», что финская архитектура за счет этого своего ресурса вырвалась в лидеры международного архитектурного процесса благодаря финскому хутору.

На сегодняшний день тот актив, который мы имеем – первоисточник византийских мыслей. Американцы изучают два источника – Римскую империю, ее институты. А мы  – наследники Византии. Кстати, византийская империя просуществовала дольше, чем римская империя. Об этом почему-то не говорят…

В развитие собственного ресурса мы должны искать. Мне кажется, очень большой урон нанесло дачное строительство в перестроечный период. Эту всю энергию мы могли выпустить на малые города и умирающие деревни ленинградской и Московской области, если бы мы организовали должным образом переезд новых жильцов по примеру бургундской деревни. Какой бы цветущий мир нас окружал!

Очень важная проблема малых городов – это энтропия дерева. Все национальные строительные бренды должны быть сосредоточены на использовании деревянных конструкций. Дерево – это наш исконный российский материал, в который нужно вдохнуть новую жизнь.

Мы должны думать о новых районах Санкт-Петербурга, многое делается: у нас есть межведомственный Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, мы многое пытаемся сделать для возрождения церковного строительства.

Будущее того, что мы сейчас строим – такое же, как сейчас у деревень и малых городов. Если не будет доминант и точек притяжения, не будет храма, то оно обречено на вымирание.

Нужно выходить из «архитектуры лайков и провокаций», чем мы сегодня живем в профессиональном цехе, и в формате российского культурного форума возродить процессы сохранения, возрождения и впоследствии развития нашей страны.

2. «Пространственное развитие: диалог локального с глобальным»

Текст выступления:

Я скажу своё представление о диалоге глобального и локального, но всё-таки постараюсь остаться в формате размышления об архитектуре. Мне кажется, что тема появилось в эпоху Возрождения, до того у нас было всё в порядке. До этого времени Александр Македонский, создавая ойкумену в ходе первой эллинизации (вторым был Рим, потом эпоха Возрождения) породил стили. Этот этап глобального перешел в стили. Потом в эпоху Возрождения появилась классика, барокко. Потом пошел уход в национальный романтизм, потом снова классика. Вершиной стилевого развития стало Арт-Нуво.

А потом произошла великая трагедия в человеческой жизни – разделение искусства на фигуративное и абстрактное. В архитектуре она  произошла таким образом, это еще совпало с Первой мировой войной, что закончились деньги и было не до красоты, и начался успешный ход модернизма по нашей Европе. В Америке эти процессы позже начались.

Мне кажется, что это произошло первое противоречие глобального и локального. Классика была глобальна, интернациональна, но всё-таки там было много тонкостей.

И мы, говоря о глобальном, должны думать о том, что с нами сегодня происходит в архитектуре, потому что после того, как у нас сначала появились абстрактные вещи, Петербург оказался самым традиционным, простите за выражение, фигуративный городом.

Центр Петербурга – самый большой памятник традиционной архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО. Мы впереди благодаря социальным катаклизмам, происходившим с 1918 года.

И вот тут уже начинается «шизофреничность» нашего города. В нашем городе, который остался до последнего времени традиционным фигуративным, зарождается супрематическая школа Малевича. Малевич родился в фигуративном окружении как противодействие потому, что здесь происходит. Вот вам диалог локального и глобального.

Одновременно происходили невероятные вещи. В Петербурге центр остался центр, а на рабочих окраинах стали строить «конструктивизм». Супрематизм, как художественное осмысление абстракции, родился у нас здесь. Я еще застал здесь первого супрематического архитектора Л.М. Хидекеля, здесь все старшие поколения его помнят.

Потом происходит обратные прививки. В Петербург понаехали друзья Бруно Таута. Они стали делать такой космополитный немецкий функционализм. Он не прижился. Тут же нашлись наши великие мастера, которые это все чуть-чуть «опетербуржели». В Петербурге появились симметричные конструктивистские здания. Причем это было умышленно сделано, и началась вот эта интересное состояние диалога абстрактного формального и фигуративного в архитектуре Петербурга. У нас был очень интересный блестящий мастер Е.А. Левинсон. Он все свои шедевры сделал на переходах. Первые шедевры у него были сделаны на переходе от традиции в абстракцию, потом из абстракции в традицию, и третий раз тоже успел. Невероятные вещи. Давал вот именно этот диалог идентичного и глобального той эпохи.

На сегодняшний день актуальность этой темы утратила смысл, поскольку старый-добрый модернизм превратился в стиль. По большому счёту, мы имеем прецедент того, что старый добрый модернизм стал такой же классической структурой.

Мне кажется, что на сегодняшний день весь диалог глобального и локального у меня в работе идет через мобильные технологии. Технология сама по себе глобальна. Нам рассказывали про бамбук, но тоже самое касается стекла. Мы должны жить в этом глобалистическом формате. От нашего пограничного состояния у нас сегодня все так и получается.

На сегодняшний день глобализм, создавая культуру, занимается очень опасно вещами.

Любая культура – это провокация, причем редко провокация бывает красивая и умная, в основном, агрессивная. И это считается движением вперед. Очень с этим не согласен.

Старая добрая эволюция, или народившаяся синергия глобального и локального даст более интересный результат.

Раньше были мастера, сегодня почему-то «звезды». Мне лично мастера ближе.

Проблема, которая меня беспокоит: мы живём в Петербурге, у нас есть исторический центр, а вокруг него родился не авангард, а родился город Ленинград. Если в Петербурге с идентичностью все в порядке. Я думаю, что у нас вообще настала проблема идентичности современной архитектуры – «деревенских небоскребов», идентификации масс-медиа фактора.

Создать в Петербурге нечто такое, что если попал в новостройку, то понимаешь, что ты в ленинградской части. Нужно, чтобы были идентичные сюжеты. Об этом мы должны напряженно думать. Наверное, в Москве такие же ситуации, и в Иркутске. Мы часто не понимаем, в каком городе находимся.

Акция "Мой любимый город. Современная архитектура"

Апрель 12, 2024 г.
Акция
В ноябре - декабре 2023 года среди детей от 6 до 15 лет проходила благотворительная акция под названием "Мой любимый город. Современная архитектура", организованная клубом "ЛаДоГа" под патронажем и при непосредственном участии М.А. Мамошина. Только недавно был смонтирован видеоролик в котором представлено и нелегкая работа по выбору и оценке рисунков Михаилом Александровичем и Аллой Харуновной,… Подробнее

Выставка «Катер "Соломбалец". Возрождение легенды»

Апрель 8, 2024 г.
Выставка «Катер
6 апреля   в Архангельске на верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове состоялось торжественное открытие экспозиции, посвящённой легендарному катеру. Выставка является частью проекта по возрождению народного деревянного катера «Соломбалец», который реализует Фонд возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания. Здесь история «Соломбальца» оживает в рассказах его владельцев и судовых моделях. Экспозиция включает в себя также копии чертежей… Подробнее

Выставка церковного искусства и архитектуры в «Башне» (Тушино)

Апрель 5, 2024 г.
Выставка церковного искусства и архитектуры в «Башне» (Тушино)
3 апреля состоялось официальное открытие выставки церковного искусства и архитектуры в культурно-просветительском центре «Башня» при храме святого равноапостольного великого князя Владимира в Тушине г. Москвы. На открытии присутствовали и выступили с приветственным словом митрополит Наро-Фоминский Никандр, епископ Троицкий Панкратий, протоиерей Андрей Юревич, главный архитектор Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в… Подробнее

Победитель фотоконкурса "Открытый Север 2023"

Март 1, 2024 г.
Победитель фотоконкурса
Мы с радостью, но некоторым опозданием узнали, что победителем фотоконкурса «Открытый Север — 2023» в номинации «Солнечный день» стала работа Александра Ермолина "В канун декабря" (г. Архангельск). На ней изображена вся застройка пешеходной набережной Северной Двины, выполненная нашей мастерской, и получившая в 2018 г. Национальную премию "Хрустальный Дедал", а также  завершенный в прошлом году речной… Подробнее

М.А. Мамошину вручен почетный знак Поморского землячества в СПб

Февраль 28, 2024 г.
М.А. Мамошину  вручен почетный знак Поморского землячества в СПб
27 февраля в Музее Арктики и Антарктики М.А. Мамошину был вручен почетный знак Поморского землячества в Санкт-Петербурге. В числе награжденных, кроме М.А. Мамошина: Тамара Андреевна Варакина - почетный председатель землячества; Наталья Александровна Кадашова - руководитель представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге; Ушаков Виталий Иванович - заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук; Валуйских Алла Васильевна… Подробнее
cайт вычерчен и воздвигнут в студии oneione