Михаил Мамошин о супрематизме

Май 27, 2020 г.

Петербург не только город глубоких классических традиций, но и родина наиболее яркого явления русского авангарда — супрематизма, который стал фундаментом большой части современного мирового культурного процесса. Идеи петербургского авангарда были систематизированы и оформились как течение в Петрограде и Ленинграде в 20–30–е годы ХХ века и были незаслуженно законсервированы в советский период. Парадоксальным для всех нас являлось современное метакультурное возвращение русского авангарда через зарубежных архитекторов в Россию. Например, конкурсный проект Арата Исодзаки на архитектурном конкурсе “Вторая сцена Мариинского театра” (СПб, 2003) и проект голландца Эрика ван Эгераата “Жилой комплекс “Русский авангард”” (Москва, 2004) и т. д.

Петроград и ранний Ленинград были отмечены возникновением беспрецедентных примеров художественного абстракционизма. Л. Хидекель стал первым архитектором–супрематистом, лидером архитектурного сообщества, включавшего Н. Суетина, И. Чашника. Если вспомнить еще А. Никольского и круг его учеников с их удивительными пограничными с супрематизмом работами 1920–1930–х годов, которым пока нет названия, то мы увидим в ленинградском супрематизме широкую палитру поисков и богатое графическое наследие. В Ленинграде были также архитекторы, создавшие такое явление, как ленинградский конструктивизм, отличительными чертами которого являлись симметричность, композиционная целостность и ясность, работа с деталью.

Современный Петербург состоит из трех временных частей: центральной части — исторический центр в границах на начало XX века, ленинградской части города (20–80–е годы XX века) и территории Нового Петербурга (освоение территорий конца XX — начала XXI века). Современные территории Нового Петербурга утрачивают городскую идентичность, в отличие от ленинградской части города, которая формировалась в контексте петербургских традиций центра.

В историческом центре поддерживаются традиции, и работы выполнены на достаточно высоком уровне, сопоставимом с европейским и мировым. В ленинградской части города архитекторами хоть чуть–чуть поддерживается некая идентичность и кодовость. Но в новых районах мы не можем понять, где мы находимся, что это за город — Петербург, Москва, Нижний Новгород и т. д.

Сегодня очевидна стагнация петербургского архитектурного процесса, на новых территориях он, к сожалению, часто в лучшем случае сводится к репродуцированию и имитации подобия европейского и мирового архитектурного мейнстрима и неуместным попыткам осмысления петербургских традиций в масштабе высотной застройки. А большей частью продиктован технологическим прагматизмом и голой экономикой.

Современная петербургская архитектура на новых территориях должна получить новую идентичность, основанную на традициях петроградской и раннеленинградской архитектуры, которая была юношеским увлечением многих ныне практикующих архитекторов, моим в том числе. Мы были учениками и учениками учеников мастеров ленинградского авангарда. Традиции раннеленинградских эстетических процессов должны стать для нас новым ресурсом для эстетической идентичности современной архитектуры в новостройках.

Источник: газета “Деловой Петербург”

Акция "Мой любимый город. Современная архитектура"

Апрель 12, 2024 г.
Акция
В ноябре - декабре 2023 года среди детей от 6 до 15 лет проходила благотворительная акция под названием "Мой любимый город. Современная архитектура", организованная клубом "ЛаДоГа" под патронажем и при непосредственном участии М.А. Мамошина. Только недавно был смонтирован видеоролик в котором представлено и нелегкая работа по выбору и оценке рисунков Михаилом Александровичем и Аллой Харуновной,… Подробнее

Выставка «Катер "Соломбалец". Возрождение легенды»

Апрель 8, 2024 г.
Выставка «Катер
6 апреля   в Архангельске на верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове состоялось торжественное открытие экспозиции, посвящённой легендарному катеру. Выставка является частью проекта по возрождению народного деревянного катера «Соломбалец», который реализует Фонд возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания. Здесь история «Соломбальца» оживает в рассказах его владельцев и судовых моделях. Экспозиция включает в себя также копии чертежей… Подробнее

Выставка церковного искусства и архитектуры в «Башне» (Тушино)

Апрель 5, 2024 г.
Выставка церковного искусства и архитектуры в «Башне» (Тушино)
3 апреля состоялось официальное открытие выставки церковного искусства и архитектуры в культурно-просветительском центре «Башня» при храме святого равноапостольного великого князя Владимира в Тушине г. Москвы. На открытии присутствовали и выступили с приветственным словом митрополит Наро-Фоминский Никандр, епископ Троицкий Панкратий, протоиерей Андрей Юревич, главный архитектор Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в… Подробнее

Победитель фотоконкурса "Открытый Север 2023"

Март 1, 2024 г.
Победитель фотоконкурса
Мы с радостью, но некоторым опозданием узнали, что победителем фотоконкурса «Открытый Север — 2023» в номинации «Солнечный день» стала работа Александра Ермолина "В канун декабря" (г. Архангельск). На ней изображена вся застройка пешеходной набережной Северной Двины, выполненная нашей мастерской, и получившая в 2018 г. Национальную премию "Хрустальный Дедал", а также  завершенный в прошлом году речной… Подробнее

М.А. Мамошину вручен почетный знак Поморского землячества в СПб

Февраль 28, 2024 г.
М.А. Мамошину  вручен почетный знак Поморского землячества в СПб
27 февраля в Музее Арктики и Антарктики М.А. Мамошину был вручен почетный знак Поморского землячества в Санкт-Петербурге. В числе награжденных, кроме М.А. Мамошина: Тамара Андреевна Варакина - почетный председатель землячества; Наталья Александровна Кадашова - руководитель представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге; Ушаков Виталий Иванович - заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук; Валуйских Алла Васильевна… Подробнее
cайт вычерчен и воздвигнут в студии oneione