Внешний облик и внутреннее убранство современного храма
Июнь 1, 2022 г.31 мая в Екатерининском дворце прошло закрытое мероприятие проекта «Посольство Архитектуры» при участии ГМЗ «Царское Cело» и Всемирного клуба петербуржцев, организованное для членов Всемирного клуба петербуржцев и друзей «Золотого Трезини».
Тема встречи — «Внешний облик и внутреннее убранство современного храма: архитекторы и художники между каноном и вдохновением». Мероприятие состоялось в Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце*.
Вопросы архитектуры и интерьеров современных храмов на встрече обсудили: руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина», вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, академик архитектуры (РАХ, РААСН, МААМ), заслуженный архитектор РФ Михаил Мамошин, художник-иконописец, кандидат искусствоведения, руководитель иконописной мастерской прп. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко и руководитель Центра искусствознания и доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Смольный институт), ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Иван Чечот. С приветственными словами выступили директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова и председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Наталия Сидоркевич.
М.Мамошин рассказал о своем опыте проектирования храмов и взаимодействии современного архитектора с церковными канонами. К сожалению, некоторые храмы так и остались проектами (например, Часовня на Черной речке, рядом с местом дуэли А.С. Пушкина), другие уже реализованы (например, малый храм Сошествия Святого духа в Колпино, часовня Пресвятой Богородицы на Кладбище в Московской Славянке, временный храм преподобного Сергия Радонежского на Крестовском острове), или находятся в стадии реализации (Крестовоздвиженский храм на Крестовском острове).
*Придворная Воскресенская церковь (Церковь Воскресения Христова) Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Несмотря на утраты военного времени, уникальный декор Дворцовой церкви сохранился почти полностью. Отсутствие масштабных реставраций в ХХ веке позволило выполнить консервацию подлинной отделки XVIII века. Уже в наши дни исторический интерьер возрождали 350 специалистов – позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. За четыре года они выполнили консервацию сохранившихся декоративных деталей, живописи плафонов, воссоздание икон иконостаса. В 2020 году проект консервации и реставрации интерьера церкви был удостоен премии «Золотой Трезини».
Фото: Виталий Коликов